Передвижная выставка «Засушенному — верить»
Выставка соединяет архивные документы, листы гербария, научные исследования и театральную сценографию и предлагает взгляд в трудное прошлое, но не для обид и обвинений, а для понимания нас сегодняшних и внимательного всматривания в себя, малозаметные следы в памяти, в документах, в лесу.
В основе выставки – история находки ботаником Московского университета трав возле разрушенных бараков Соловецкого лагеря особого назначения. Соловецкий лагерь был не только на островах, он расползался на материк сетью лесных командировок. Особенно многочисленны были лагерные работы по заготовке леса в 1929—1930 годах. На месте одной из командировок возле разрушенных бараков были найдены луговые травы, которые проросли в лесу за несколько тысяч километров от родных мест. Они были собраны ботаником Владимиром Веховым в 1960-х, сейчас это место рядом с Беломорской биологической станцией Московского университета. Владимир Вехов был из тех людей, которые умеют читать лес как текст и узнавать растения в лицо. Прошедший Великую Отечественную войну лейтенантом сразу после окончания университета, на экскурсиях он рассказывал о растениях и всегда быстро и твёрдо упоминал о лагерных бараках. В его мире существовали люди, вместе с которыми туда попали семена далеких трав. И память о них.
Это история, в которой листы гербария уточняют архивные документы, а сухие растения становятся символом памяти и помогают почувствовать истории трудного прошлого и хрупкость жизни. Рядом –– рассказанные листами гербария истории зелёного пятна трав на месте женского отделения Норильлага; натуралиста, шпионившего за декабристами и Пушкиным. В каждом новом городе выставка прирастает местными историями. И новые подобранные листы гербария вносят в каждую историю особую тонкую деталь.
Зачем об этом рассказывать и вспоминать? В наш мозг эволюционно встроены механизмы его разгрузки, они дают нам возможность не замечать неактуальное и то, с чем мы не в состоянии справиться. У нас есть осознаваемые и неосознаваемые механизмы не вспомнить, забыть и не заметить. Сильные переживания без работы, как бы мы её ни называли: горевания, проговаривания, рефлексии — становятся травмой, которая не даёт острым событиям уйти в прошлое. И тогда люди начинают действовать в своём настоящем, реагируя не только на новые события и людей, но и отвечая прошлым. Можно жить с травмой всю жизнь, и тогда она постепенно сходит со сменой поколений. Мы на ощупь и не зная дороги уходим от привычек, слов, отношения к себе и другим, которые остались в нас от недавнего времени. Мы пробуем вспоминать и беречь людей. Вспоминать и учиться видеть сложность человека. Прощать и помнить, что агрессия в каждом из нас может вспыхнуть от страха. Что согласиться с жестокостью и несправедливостью несложно, если перестать считать кого-то человеком. На выставке есть слова людей, переживших несправедливое время тотального насилия. И истории людей, продолжавших собирать то, что мы сегодня чувствуем и считаем наследием. Выставка сделана для того, чтобы перестать передавать своим детям калечащие модели поведения.
Автор и куратор выставки Надежда Пантюлина награждена Благодарностью Мэра Москвы 2020 года за вклад в развитие культуры. Надежда Пантюлина — музейный проектировщик, автор ещё одной путешествующей выставки музея «Почему я человек» и экспозиции «Острова Теодора» в библиотеке Шанинки; старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, приглашённый исследователь Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка).
Более подробно с выставкой можно ознакомиться на сайте проекта.
Проект создан на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», получил диплом лучшего реализованного проекта 2019 года, диплом Министерства культуры Российской Федерации за нестандартный подход к организации выставочной деятельности и диплом финалиста Международного фестиваля «Интермузей-2019» в номинации «Лучший образовательно-просветительский проект».
В выставке участвуют современные художники Андрей Кузькин и Иван Щукин. Сценография Петра Пастернака.
При подготовке проекта были использованы фото- и архивные документы: Центрального архива ФСБ России, Национального архива Республики Карелия, Национального музея Республики Карелия, Государственного архива Российской Федерации, Государственной публичной исторической библиотеки России, Государственной национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Библиотеки биологического факультета Московского университета имени М. В. Ломоносова, кафедры высших растений биологического факультета Московского университета имени имени М. В. Ломоносова, Администрации Беломорско-Балтийского канала, Российского государственного архива социально-политической истории, Архива при Информационном центре при МВД по Республики Карелия, Государственного архива Вологодской области, Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», Национального архива Хельсинки, архивов Ирины Галковой, Симона Шноля, Сергея Демичева, Николая Вехова, Ксении Кособоковой.
В проекте участвуют гербарии:
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова,
Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН,
Главного ботанического сада имени Н. В. Цицина РАН,
Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»,
Воронежского государственного университета имени профессора Б. М. Козо-Полянского,
Частного собрания ботаника и краеведа Марины Трифоновой.
Выставка подготовлена при содействии и помощи кафедры высших растений биологического факультета МГУ, Беломорской биологической станции имени Н. А. Перцова МГУ, Цифрового гербария Московского университета, Кандалакшского государственного природного заповедника.