Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева - ЭКСКУРСИИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (все пункты кликабельны)
На главную http://kultura.mos.ru  
Russian
 
На главную  Музей   Экспозиция   Фонды   Специалистам 
 
 Структура музея   Выставки   Экскурсии   Контакты и билеты   Выходные в музее   Тематические праздники 
   
Стоимость экскурсионного обслуживания
Новинки
Для начальной школы
Для средней, старшей школы и студентов
«Урок в музее»
Посетителям с ограниченными возможностями
Виртуальные экскурсии


   Поиск по сайту:
 
   

Вход для зарегистрированных посетителей:

Главная / Экскурсии

ЭКСКУРСИИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (все пункты кликабельны)

Экскурсии
    Грибы (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на учащихся 1-11 классов.
    Можно ли считать грибы растениями? Что у грибов скрывается в почве? Сколько живут разные грибы? Гиганты и карлики в царстве грибов, грибы-целители и грибы-вредители сельского хозяйства, грибы — санитары леса и возбудители болезней, съедобные и ядовитые грибы — обо всём этом расскажет эта экскурсия.
    Долгий путь жизни от рыбы до человека (Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    Миллионы лет потребовались, чтобы от первых хордовых животных в результате эволюции произошли рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. В ходе экскурсии школьники узнают, как появились на нашей планете современные позвоночные животные, в чём уникальность каждой группы и что у них общее. Ребята выяснят много нового о биологии этих животных и о том, какие приспособления у них есть для выживания в различных местообитаниях.
    Жизнь первобытного человека*(Б)
    Экскурсия рассчитана на дошкольников и учащихся 1-5 классов.
    В ходе экскурсии ребята знакомятся с древними легендами и современными представлениями о происхождении человека. Рассказ ведётся о ближайших родственниках человека обезьянах, о том, как выглядели австралопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, какой образ жизни они вели, как у них появилась речь, огонь, каменные орудия, жилище, как постепенно они овладевали различными навыками и умениями. Экскурсия содержит элементы беседы, при этом учитывается возраст детей, их знания и личный жизненный опыт.
    Жизнь леса (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Экскурсия представляет собой своеобразный «поход» в смешанный лес. Дети вспомнят, какие деревья и кустарники растут в лесу, какие встречаются травы и грибы, кто из зверей, птиц и насекомых населяет крону деревьев, дупла и лесную подстилку. Учащимся будут предложены шишки, плоды, семена, по которым они сами будут узнавать деревья и кустарники.
    Жизнь пустыни (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Школьники отправятся в «экспедицию» по песчаной пустыне. Вместе с экскурсоводом они познакомятся с пустынными растениями и выяснят, почему они так непохожи на растения средней полосы. Ребята также узнают много нового о животных пустынь – хищных зверях, пресмыкающихся, птицах, насекомых; выяснят, каким образом они приспособлены к обитанию в суровом климате пустынь. Помимо экспонатов постоянной экспозиции, используется природный материал.
    Живой мир океана (Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1- 8 классов.
    Жизнь на Земле зародилась в море, и море было заселено многочисленными обитателями задолго до того, как животные стали осваивать сушу. В настоящее время именно в морях и океанах обитает большинство групп животного царства. О них и будет идти речь на экскурсии. Школьники познакомятся с губками, медузами, кораллами, морскими червями и моллюсками, ракообразными, рыбами, млекопитающими и другими обитателями вод, узнают о разнообразных приспособлениях этих животных к жизни в водной среде.
    Животные в мифах и легендах (Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    В ходе экскурсии детям предлагается взглянуть на животных глазами людей, живших за столетия до нашего времени, то есть в те времена, когда животные сами были или богами, или спутниками богов. Рассказывается о тех мифах и легендах, которые были связаны с животными, показанными в витринах музея. Школьники узнают, что мифы, в том числе и о животных, — это не только память о давно прошедших веках. Мифы рождаются и в наши дни, и о них также будет идти речь на экскурсии.
    Опасные животные (Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-11 классов.
    В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с теми животными, которые представляют опасность для здоровья и жизни человека. Это и ядовитые животные, и паразиты человека, и переносчики возбудителей заболеваний, и, конечно же, животные-хищники. Рассказывается о степени риска, о том, как избежать встречи с опасными животными и как свести к минимуму последствия укуса или ужаления. Экскурсия может сопровождаться демонстрацией фрагментов видеофильмов.
    Луг, болото, водоём (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Что такое болото? Как образуются болота? Какие растения встречаются на болотах, каких птиц и зверей там можно увидеть, чем они питаются? Водные и околоводные растения, обитатели прибрежных зарослей, растения лугов. Кто и зачем их навещает? Почему на лугу не растут деревья? Об этом и многом другом школьники узнают на этой экскурсии.
    Разнообразие природы (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3—5 классов.
    Экскурсия включает в себя обзор растительного и животного мира трёх природных зон нашей страны: тундры, смешанного леса и пустыни. Рассказ о каждой из природных зон содержит сведения о климате, растениях, животных этого края, о признаках, помогающих существовать в данных условиях. Экскурсия проводится с элементами беседы, в ходе которой экскурсовод опирается на жизненный опыт и наблюдения детей. Широко используется природный материал: ветки, листья, плоды, шишки, муляжи грибов.
    Растения на службе человека (с демонстрацией природных объектов)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    Она рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом расскажет экскурсия «Растения на службе человека».
    Удивительное в мире растений (с демонстрацией природных объектов)
    Экскурсия рассчитана на школьников любого возраста и представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения- подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях. На экскурсии научные сведения по морфологии, анатомии и экологии растений подаются в художественной форме, увлекательно, поэтому экскурсия вызывает живой интерес. Используется демонстрационный и иллюстративный материал.
    Удивительный мир животных (с демонстрацией природных объектов)
    Наши соседи по планете – многочисленные животные – насчитывают свыше 1,5 миллионов современных видов. С разнообразием животного царства знакомит школьников экскурсия. Во время экскурсии перед школьниками предстанут самые разнообразные животные, населяющие моря и сушу, поднявшиеся в небо и ушедшие вглубь почвы, друзья и враги человека.
    В мире древних животных (с демонстрацией видеофрагментов и природных объектов)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на дошкольников и учащихся 1-5 классов.
    Ребята познакомятся с палеонтологией – наукой о древних вымерших животных и получат начальные представления о развитии органического мира Земли. Экскурсия содержит элементы беседы в форме вопросов и ответов. При этом учитывается возраст детей и соответствующие ему знания и личный жизненный опыт. При рассказе экскурсовод опирается на красочные палеонтологические макеты, дающих представление о происходящих изменениях, и палеонтологические экспонаты витрин.
    Жизнь птиц и зверей весной (с аудиофрагментами)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    Звери и птицы — одни из наиболее знакомых всем групп животных, но многие ли знают, какие птицы и млекопитающие населяют наши леса, обитают в степях и пустынях, живут в тропиках и за полярным кругом? Об обитателях различных ландшафтов, их образе жизни и повадках пойдёт речь на экскурсии. Особенное внимание будет уделено особенностям жизни птиц и зверей в весеннее время. Мы поговорим о брачном поведении различных животных, о том, как они находят себе пару, как и почему строят гнезда и убежища, как они заботятся о своих детёнышах и многом другом.
    Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц и зверей.
    Кровь ― река жизни (кровообращение, с ролевой игрой и демонстрацией микропрепаратов)(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3-5 классов.
    Какими свойствами обладает кровь и из чего она состоит? Почему она красного цвета? Существует ли голубая кровь? Что такое группы крови? Что заставляет кровь находиться в постоянном движении и по какому пути она движется? Чем отличаются друг от друга артерии, вены и капилляры? Вот основные вопросы, на которые даёт ответ эта экскурсия.
    Лапы, крылья и хвосты (жизнь птиц и зверей, с аудиофрагментами)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    Звери и птицы — одни из наиболее знакомых всем групп животных, но многие ли знают, какие птицы и млекопитающие населяют наши леса, обитают в степях и пустынях, живут в тропиках и за полярным кругом? Об обитателях различных ландшафтов, их образе жизни и повадках пойдёт речь на экскурсии. Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц.
    Мир зверей (с аудиофрагментами)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    Звери, или млекопитающие, заселили всю нашу планету. С многообразием их форм и предстоит познакомиться школьникам во время экскурсии: зверями бегающими, прыгающими, лазающими, роющими, плавающими и летающими. Образ жизни зверей различных ландшафтов, их повадки, способы защиты и нападения — об этом пойдёт речь на экскурсии.
    Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов зверей.
    Мир птиц (с аудиофрагментами)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 1-7 классов.
    В ходе экскурсии учащиеся познакомятся с птицами различных местообитаний (лесов, антропогенных ландшафтов, степей и пустынь, околоводных и водных пространств), особенностями их строения и жизнедеятельности, сезонными явлениями в жизни птиц.
    Экскурсия сопровождается прослушиванием голосов птиц.
    Наш общий дом (природа и человек, с аудио- или видеофрагментами или слайд-презентацией)*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 2-7 классов.
    На экскурсии рассказывается об очень непростых взаимоотношениях человека и природы. Человек, сам являясь частью природы, вмешивается в жизнь практически всех природных сообществ. Каковы последствия этих воздействий и что необходимо делать, чтобы как можно меньше вредить природе и, в конечном счёте, самим себе — об этом узнают школьники на экскурсии.
    Экскурсия «Многообразие паразитов»*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3-7 классов.
    Экскурсия начинается со знакомства с характеристиками каждой из четырех сред жизни, отдельно рассматриваются особенности обитания внутри живого организма. В ходе экскурсии мы расскажем о том, какое воздействие обитатели организменной среды (то есть о те, кто живет внутри тела) могут оказывать на своих хозяев: кто из них вреден, а кто полезен. Обсуждается, кто такие паразиты в традиционном и общебиологическом смысле, какие бывают типы хозяев (промежуточные и основные).
    На экскурсии слушатели узнают, какие у паразитов существуют приспособления для выживания в таких необычных условиях, как тело другого организма. Конечно, в ходе экскурсии мы познакомим и с огромным разнообразием паразитов: поговорим о паразитах животных и растений, о растениях-паразитах, о грибах-паразитах, о бактериях и вирусах.
    Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
    Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
    Экскурсия «Паразиты человека»*(Б)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3-7 классов.
    Экскурсия знакомит с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как трипаносомоз, малярия, клещевой энцефалит и другие. Мы расскажем о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Также мы обсудим о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поговорим об историях открытия новых стран, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Также будет раскрыт секрет того, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и другие. Отдельно будет обсуждаться современная эпидемия – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
    Экскурсия сопровождается показом мультимедийной презентации и демонстрацией натуральных экспонатов.
    Продолжительность экскурсии: 1 ч 15 мин.
    Где раки зимуют? Животные зимой (Б)
    Возраст экскурсантов 7+ (с 1-го по 11-й кл.).

    Где раки зимуют? Как спит сурок, а как медведь? Где находится «птичий рай» Ирий? И вообще, как разные животные проводят зиму? Если вам интересны эти и другие вопросы о жизни животных зимой, приходите на экскурсию «ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ? ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
    Экскурсия посвящена разнообразным способам, которые используют самые разные животные, чтобы пережить зиму. И мы не только покажем вам, где раки зимуют, но и откроем другие зимние тайны. Ведь раки и губки, жуки и бабочки, лягушки и жабы, звери и птицы решают эту проблему по-разному. А как именно? Приходите и узнаете!
    Максимальная численность группы не более 25 человек.
    Экскурсия сопровождается показом дополнительных натуральных предметов.
    Продолжительность экскурсии от 60 до 90 минут.
Практические занятия с индивидуальным рабочим местом
    Зоопарк в капле воды (микроскопические обитатели водоемов, с микроскопами)
    Экскурсия рассчитана на школьников с 3-ого класса.
    Это занятие близко к занятию «Простейшие», но в меньшей степени связано со школьным курсом зоологии, на нём рассматриваются самые разные микроскопические животные, обитающие в воде: как одноклеточных, так и мелких многоклеточных. Основной целью экскурсии является экологическое образование путём ознакомления с биологическим разнообразием водных организмов, не видимых невооруженным глазом. Используются фотоматериалы и видеофрагменты для демонстрации движения и питания организмов.
    Количество экскурсантов не более 20 человек.
    Повторять можно (химические опыты)
    Экскурсия рассчитана на школьников с 3-ого класса.
    Лабораторное занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста. В ходе занятия дети самостоятельно проделывают занимательные опыты с легкодоступными и безопасными веществами, которые наверняка есть в каждом доме, на кухне или в аптечке. Кроме того, они увидят демонстрацию результатов достаточно длительных опытов, которые невозможно выполнить за небольшое время занятия, но можно с легкостью повторить их дома.
    Помимо знаний, с собой дети заберут самостоятельно изготовленные лакмусовые бумажки, чтобы использовать их в своих дальнейших исследованиях. Каждый самостоятельный или демонстрационный опыт сопровождается кратким научным объяснением. На этом занятии дети познакомятся с некоторыми веществами, их свойствами и особенностями протекания химических реакций.
    Количество экскурсантов не более 15 человек
    Путешествие в микромир (растительная клетка, с микроскопами)
    Практическое занятие рассчитано на школьников 3—5 классов и для одиночных посетителей музея.
    Во время увлекательного занятия с микроскопом ребята посмотрят готовые препараты кожицы лука и научатся готовить препараты сами. Они увидят под микроскопом клетки, из которых состоит клубень картофеля, и проведя опыт с йодом, убедятся в наличии в них крахмала; а, приготовив препарат из листа водного растения элодеи, проведут самый настоящий эксперимент!
    Школа Левенгука Как устроен микроскоп
    На занятии «Школа Левенгука» школьники узнают, чем линза отличается от лупы, как появился и как устроен микроскоп, какие бывают микроскопы и что с их помощью можно рассмотреть.
    И не только узнают — на занятии можно будет самостоятельно экспериментировать с разными увеличительными приборами, готовить препараты, рассматривать, наблюдать…
    Да, кстати… А при чём здесь Левенгук?
    Антони ван Ле́венгук — нидерландский натуралист XVII века. Именно он с помощью самодельного микроскопа обнаружил в капле воды целую вселенную и сделал множество удивительных открытий из жизни мельчайших существ. Впрочем, как у всякого великого изобретения, у микроскопа много родителей. Подробности — в «Школе Левенгука».
Занятия с демонстрацией опытов
    Сказочная химия
    Экскурсия предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.
    В ходе экскурсии дети вспомнят знакомые сказки и посмотрят, как их можно проиллюстрировать при помощи химических реакций. С помощью простейших опытов будут воссозданы сказочные герои, пейзажи и эликсиры. Каждый «волшебный» опыт сопровождается кратким научным объяснением. Вспоминая сказки, дети познакомятся с некоторыми химическими веществами, их свойствами и особенностями протекания реакций.
    Чудесные опыты с растениями
    Занятие рассчитано на учащихся 3—7 классов.
    Верите ли вы, что с растениями можно творить чудеса? Не верите — приходите к нам! На ваших глазах на листочке обычного растения появится необыкновенная картинка. Ловкость рук и никакого мошенничества, и сок свёклы становится изумрудным, а марганцовка обесцвечивается. Все эти и много других чудес мы покажем вам на этом занятии.
    Занимательная физика: игра со светом
    «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей». Леонардо да Винчи
    Занятие рассчитано на учащихся 3—7 классов.
    Зрение — одно из самых важных чувств для человека и многих животных. Почти всё, что мы знаем об окружающем мире, мы знаем благодаря глазам! Но что же такое свет и как он распространяется? Почему мы видим разные цвета? Как работают оптические иллюзии? На этом занятии ребята увидят и сами примут участие в увлекательных и очень весёлых опытах, которые познакомят их с различными физическими оптическими явлениями, с понятиями свет и зрение.
    Узнать три закона оптики можно будет во время проведения «лазерного шоу» и фокусов с плавающими монетками, при помощи зеркал, «ловушки для света» и водяных облаков. Действия с призмами и волчками Ньютона помогут ответить на вопрос: «Какого же цвета свет?» Манипуляции с различными линзами позволят понять, почему одни линзы называются положительными, другие — отрицательными. Участие в проведении увлекательных оптических иллюзий познакомит участников занятия с особенностями человеческого зрения.
    Занимательная физика: ощутимые звуки
    «В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей». Леонардо да Винчи
    Занятие рассчитано на учащихся 3—7 классов.
    Способность слышать очень важна для человека. Ещё большую роль эта способность играет для многих ночных, подземных и водных обитателей. Что же такое звук, какой он бывает? Как устроено ухо? Что мы слышим и чего не слышим? Что слышат другие животные? На занятии посетители не только получат ответы на эти и многие другие вопросы, но и сами примут участие в различных увлекательных и познавательных опытах.
    На занятии можно будет познакомиться с устройством уха и узнать, как сберечь слух. В ходе весёлой игры «Звуковая волна» и опытов с маятником Ньютона ребята познакомятся с понятием «звук», узнают, как он распространяется, и что такое эхо. Эксперименты с камертоном продемонстрируют, что звук можно почувствовать своей ладошкой и даже оценить его силу. С помощью чаши с водой и камертонов ребята даже увидят звуковую волну и смогут измерить её силу по количеству разлетающихся брызг! На занятии также можно будет узнать, что такое ультра- и инфразвуки, и какую роль они играют в жизни человека и животных.
Экскурсии с демонстрацией опытов
    Кто всему голова (нервная система)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3-5 классов.
    Эта экскурсия посвящена нервной системе, которую иногда называют «главной системой живого организма». Именно она обеспечивает согласованную работу всех органов, «устанавливает» связь организма с внешней средой. Благодаря работе нервной системы человек способен видеть и слышать, думать и говорить, запоминать и фантазировать. О том, как нервная система справляется со своими сложными и многообразными обязанностями, и пойдёт речь на этой экскурсии.
    Путь пирожка (пищеварение)
    Экскурсия рассчитана на школьников 3-5 классов.
    Тема экскурсии — устройство и работа пищеварительной системы и обмен веществ. Пища — источник «строительных материалов» и «топлива» для организма. Предстоит выяснить, какие превращения с ней происходят в пищеварительной системе, какие питательные вещества в ней содержатся и как они используются организмом. Вы узнаете и о том, как помещается кролик в желудке питона, какого зверя можно считать самым прожорливым, почему многие животные впадают в спячку и многое другое.
Экскурсии в оранжерее
    Опасные растения
    Занятие рассчитано на учащихся от 3-го класса.
    Сейчас нет практически ни одного дома, в котором нет пары комнатных растений. Чем они могут быть опасны? Когда мы отправляемся на прогулку в лес или парк, мы с детства знаем, каких растений стоит остерегаться, мы знаем, что некоторые животные могут быть опасны: они могут ужалить, укусить или напасть. Но что мы знаем о растениях, окружающих нас дома? На Земле известно около 10 тысяч опасных растений, многие из которых родом из тропических и субтропических областей и прекрасно чувствуют себя у нас дома. У одних растений ядовит клеточный сок, у других кора, листья или плоды. Многие растения ядовиты целиком. Люди с давних времен старались использовать ядовитые свойства этих растений для охоты на животных, для обороны от врагов. Нередко упоминается страшный яд кураре, которым индейцы Южной Америки отравляли свои стрелы. Для его приготовления использовали смеси экстрактов растений. Многие «опасные» свойства растений человек широко использует в медицине. Фикусы, кротоны, диффенбахии, папайя, молочаи, кофе, лавр, паслён, гибискус, олеандр — это далеко не полный список опасных растений, с которыми вы познакомитесь на экскурсии в нашей оранжерее. Во время сеанса в оранжерее может находиться не более 25 взрослых посетителей или 25 детей и двое сопровождающих.
    Полезные растения
    Комнатные растения не только украшают любой интерьер, но и обладают массой полезных свойств. Некоторые растения помогают нам справиться с токсическими веществами, которые выделяют отделочные материалы (линолеум, ДСП), содержатся во всех моющих средствах, а также в сигаретном дыме, выхлопных газах и тому подобном. Электромагнитное излучение, бактерии и сухой воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться определённые виды комнатных растений. Но что мы знаем о растениях, окружающих нас дома? На Земле известно около 10 тысяч растений, родом из тропических и субтропических областей, которые прекрасно чувствуют себя у нас дома. Спатифиллум, драцена, куркума, папоротники, кактусы, пальмы, авокадо, цитрусы, кофе… И это далеко не полный список растений с которыми вы познакомитесь во время экскурсии и узнаете много интересных и полезных свойств этих растений.
    Количество экскурсантов — не более 25 человек или 25 детей и двое сопровождающих.
    Путешествие с комнатными растениями (обзорная экскурсия)
    Вы увидите представителей флоры тропических лесов, болот и морских побережий, субтропиков и пустынь. Любителей комнатных растений ждут здесь широко известные и экзотические виды, великолепие красок и разнообразие форм. Вас встретят пестролистные, красивоцветущие, ампельные и вьющиеся растения, суккуленты, а также пальмы. Можно задать вопросы об интересующих вас растениях и получить консультацию по уходу за ними.
    Условия посещения оранжереи: посещение оранжереи возможно только с экскурсоводом; во время сеанса в оранжерее может находиться не более 25 взрослых посетителей или 25 детей и двое сопровождающих.
Экскурсии под открытым небом
    В нашем музее создана новая экспозиция под открытым небом, где представлены растения природного комплекса Москвы. Здесь можно увидеть как самые обычные растения — ель, сосну, бересклет бородавчатый, костянику, чернику, так и редкие растения, занесённые в Красную книгу Москвы: орхидеи, купальницу, аконит (борец), папоротник «страусово перо» и другие.
    Так как состав экспозиции достаточно разнообразен, с мая по октябрь экскурсии проводятся по следующим темам:
    • эфемероиды и раннецветущие растения (май)
    • растительные сообщества: растения луга, леса, болота + городская флора (июнь-сентябрь)
    • растения Красной книги Москвы и Подмосковья (июнь-август)
    • жизненные формы растений (май-сентябрь)
    • осенние явления в жизни растений (сентябрь-октябрь)
    • мир растений Москвы и Подмосковья (июнь-сентябрь)
    Весенние явления в жизни растений (проводится в весенний период)
    Эта экскурсия включает в себя рассказ о пробуждении растений в весенний период, о явлениях, связанных с увеличением светового дня и повышением температуры — набухании почек, распускании листьев, цветении. Слушатели узнают, почему большинство деревьев опыляются ветром, а не насекомыми, почему у травянистых растений хвойного леса белые лепестки и как в крошечной почке помещаются крупные цветки и множество листьев. Наиболее яркая часть экскурсии — о растениях-эфемероидах, расцветающих сразу после таяния снега и исчезающих с поверхности земли до наступления лета. Экскурсия рассчитана на широкий круг слушателей.
    Растения привычные, такие необычные (растения Москвы и Подмосковья, проводится в весенне-осенний период)
    Экскурсия представляет собой рассказ о растениях лесов и опушек, лугов и болот. Биологические, лекарственные свойства растений, интересные факты из «биографии» различных видов, сведения о происхождении названий цветов и деревьев — основа этой экскурсии. Она также включает сведения о растительных сообществах, о взаимоотношениях и влиянии растений-соседей друг на друга. Особое внимание уделено съедобным, ядовитым и лекарственным растениям. Экскурсия рассчитана на широкий круг слушателей.
Интерактивные занятия
    Загадки моря (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией; с 3-го класса)
    Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и тому подобное.
    Количество экскурсантов не более 15 человек.
    В гостях у Дуремара (с демонстрацией водных животных и слайд-презентацией; с 3-го класса)
    Занятие состоит из двух частей, теоретической и практической.
    Теоретическая часть включает показ компьютерной презентации фотографий пресноводных беспозвоночных животных и рассказ об их экологических особенностях, образе жизни и роли в экосистеме водоёма. Практическая часть – демонстрация (в т. ч. и с помощью оптики) живых пресноводных беспозвоночных и/или их препаратов.
    Количество экскурсантов не более 20 человек (максимум!).
    Загадки русского леса (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией)
    Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки, проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты. У этого занятия есть вариант «Загадки зимнего леса», где внимание акцентируется на тех следах жизнедеятельности, которые можно увидеть зимой в лесу.
    Количество экскурсантов не более 15 человек.
    От рубашки до книжки (с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией; с 3-го класса)*
    Это занятие посвящено растениям, из которых получают волокна, и использованию этих волокон человеком. В процессе занятия можно будет не только увидеть, но и потрогать волокна и образцы тканей или бумаги из льна, хлопка, крапивы, агавы, текстильного банана и других; можно будет узнать о способах получения волокон из различных растений. На занятии расскажут, как человек научился использовать волокна растений, чтобы плести различные изделия. Ещё одна часть занятия посвящена истории бумаги: её предшественникам и различным видам. Занятие сопровождается показом слайд-презентации и демонстрацией большого числа природных предметов.
    Один день из жизни древнего человека
    Экскурсия рассчитана на школьников 2—6 класс.
    В каменном веке ведение хозяйства требовало особых навыков, инструментов и бесконечного запаса терпения так как занимало уйму времени. А иногда было сопряжено со смертельной опасностью. Как же жили древние люди? (Ответим сразу — очень непросто!)
    На занятии «Один день из жизни древнего человека» мы расскажем о людях, живших по меркам антропологии совсем недавно (каких-нибудь 10—30 тыс. лет назад) на территории Москвы и Центральной России:
    —Как добывали огонь?
    —Как и на кого охотились?
    —Какими орудиями пользовались?
    —Как и из чего делали одежду?

    Мы покажем орудия труда и предметы, созданные древними людьми, как подлинные, так и реконструкции: кремнёвые скребки, наконечники копий и стрел, костяные иглы и гарпуны. Дадим потрогать образцы меха животных, на которых охотились древние люди. Всё это можно подержать в руках, рассмотреть и ощупать.

    Участникам предстоит определить, для чего применялись эти орудия и представить, каково это —провести один день из жизни древнего человека?

    Что нам стоит дом построить? (постройки животных, с демонстрацией природных объектов и слайд-презентацией; с 3-го класса)
    Какие животные занимаются строительством? Как, из чего и зачем они строят? Как выглядят их постройки? Интерактивное занятие «Что нам стоит дом построить?» открывает эту интересную сферу жизни животных. Участники знакомятся с постройками самых разных животных — больших и маленьких, водных и наземных, обитателей экзотических стран и наших соседей. Занятие рассчитано на посетителей любого возраста и уровня подготовки и проходит в форме диалога. Демонстрируются слайды и натуральные объекты.
    Количество экскурсантов — не более 15 человек.
    Смотри в оба! (секреты зрения человека и животных; с 3-го класса)
    Экспозиция «Смотри в оба!» посвящена органам зрения человека и животных. Экспозиция состоит из интерактивных экспонатов, а также насыщена подлинными природными объектами (предметами и коллекциями), доступными для тактильного восприятия. Занятие состоит из двух частей: первая — рассказ о строении, работе и функциях зрительного анализатора, о четырёх типах строения органов зрения, о нарушениях в работе глаза, о видеоэкологии, об оптических иллюзиях и многом другом; вторая — самостоятельное увлекательное путешествие в мир зрения человека и животных.
    Количество экскурсантов — не более 15 человек.
    «Одежды» животных( с 3-го класса)
    Во что «одеты» различные животные? Как устроены и для чего нужны их покровы? Переодеваются ли животные? Делают ли они себе «верхнюю одежду»? Если вам интересны эти и другие вопросы, приходите на практическое занятие «„ОДЕЖДЫ“ ЖИВОТНЫХ», посвященное разнообразию и назначению покровов самых разных животных – от кошки до гадюки, от морского ежа до рака-отшельника, от воробья до жабы, от кузнечика до личинки ручейника.
    Занятие делится на две части.
    Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения (защита от холода, механических воздействий, маскировка, отпугивание, передача сигналов) у животных разных систематических групп (звери, птицы, рептилии, амфибии, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и другие). Отдельно рассматриваются процесс линьки и дополнительные покровы.
    После презентации проводится практическая часть занятия. Участники изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить (с наводящими вопросами ведущего), какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное. Если численность группы не превышает 15 человек, проводится игра «Одень животное»: участники, по очереди получая образцы покровов, находят их обладателей среди животных, чьи фотографии лежат на столе.
    Количество экскурсантов не более 15 человек.
    Занятие «Обитатели древних морей»
    Участники занятия познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях. Мы расскажем о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости. Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море.
    Мы покажем настоящие остатки доисторических животных со дна этого древнего моря.
    Участники занятия будут самостоятельно определять разных животных по окаменелостям, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.
Программа «Остров открытий»
    Программа включает два любых занятия из перечисленных:
    1) «Загадки моря» (c 1-го класса)
    2) «Загадки русского леса» (c 1-го класса)
    3) «Что нам стоит дом построить» (c 3-го класса)
    4) «Путешествие в микромир» (c 3-го класса)
    5) «Смотри в оба!» (c 3-го класса)
    6) «Удивительное в мире растений» (c 1-го класса)
    7) «Зоопарк в капле воды» (c 3-го класса)
    8) «Одежды животных» (c 3-го класса)
    9) «Деревья Москвы в окуляре» (c 3-го класса)
    10) «Обитатели древних морей» (c 3-го класса)
    11) Один день из жизни древнего человека (c 2-го класса)
    12) Школа Левенгука Как устроен микроскоп (c 1-го класса)
    Продолжительность программы — 1 час 30 мин.
    Количество экскурсантов — не более 30 человек!
    Группа делится пополам, одна половина работает в на одном занятии, другая — не другом. С каждой группой работает сотрудник музея.
    Через 45 мин. группы меняются местами.
Микротеатр (живое крупным планом)
Занятие рассчитано на учащихся 3-го класса и старше.
    Подобное нельзя увидеть ни в одном музее Москвы! Один из залов музея превращается в театр, где актёры — живые организмы. Подобно тому, как хороший спектакль позволяет иначе воспринимать обыденность, сеансы «Микротеатра» дают возможность увидеть то, что обычно нельзя увидеть из-за небольших размеров. Демонстрационные микроскопы позволяют на большом экране рассмотреть целый мир в капле воды. Движение — это жизнь. На сеансах «Микротеатра» видно движение цитоплазмы в растительной клетке; наблюдая за животными, зритель «прогуливается» в компании инфузорий и коловраток, видит, какие домики строят личинки ручейников, испытывает настоящий ужас при встрече с маской стрекозы, узнаёт, чем можно прокормить водяного ослика, понимает, как всплывает и погружается коретра и многое другое. А поскольку актёры труппы животных склонны к импровизации, спектакль полностью уникален! Демонстрация объектов сопровождается синхронными комментариями ведущих, вступающих в диалог друг с другом и с посетителями.
Абонементы
    Абонементные циклы:
    «Кладовая Солнца»:
    • «Удивительное в мире растений»
    • «Многообразие растительного мира»
    • «Растений на службе человека»

    «Разнообразие природы»:
    • «Жизнь леса»
    • «Жизнь пустыни»
    • «Луг, болото, водоем»

    «В гостях у Айболита»:
    • «Кто всему голова»
    • «Путь пирожка»
    • «Кровь - река жизни»

    Абонемент «Кладовая Солнца» (с 1 класса)
    Абонементный цикл, включающий в себя три отдельные экскурсии, рассчитан на школьников 1—7 классов.
    Растения — удивительные организмы. Они являются основой нашей жизни на планете. Именно их называют «кладовыми Солнца» за способность улавливать и преобразовывать солнечный свет. Основа каждого занятия — активная творческая деятельность детей. Предусмотрены различные увлекательные задания как в музее, так и дома.
    Экскурсия «Удивительное в мире растений»
    Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения-подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях. Используется демонстрационный и иллюстративный материал.
    Экскурсия «Растения на службе человека»
    Тема этой экскурсии — культурные растения, пищевые, волокнистые, лекарственные. Именно от них человек получает важные продукты питания: хлеб, картофель, овощи и фрукты, сахар, растительные масла и другие. Они дают волокно для ткани, корм для скота. Мы получаем с плантаций чай, кофе, сырьё для приготовления лекарств. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом.
    Экскурсия «Многообразие растительного мира»
    На экскурсии мы расскажем о деревьях и травах, о растениях суши и водоёмов, о растениях с цветами и без них. Учащиеся узнают также много нового о царстве грибов: о грибах-цветах, о светящихся, лекарственных и многих других.

    Абонемент «Разнообразие природы» (с 1-го класса)
    Абонементный цикл, включающий в себя три отдельные экскурсии, рассчитан на школьников 1—5 классов.
    Ребята откроют дверь в чудесный мир, полный загадок, тайн, старых знакомых и неведомых чужаков; мир, где происходит неподвластная нам жизнь; мир, в котором не говорят человеческим языком, но прекрасно понимают друг друга. Это мир зверей и птиц, деревьев и трав, песка и камней. Это — мир природы. Дети окажутся в холодной суровой тундре и жаркой сухой пустыне, заглянут в смешанный лес, побывают на болоте, лугу, на берегу водоёма; увидят то, чего, возможно, не встречали раньше, и поймут: всё, что находится вокруг нас в природе, тесно связано между собой невидимыми нитями.
    Итак, в путь!
    Экскурсия «Жизнь пустыни»
    Школьники отправляются в «экспедицию» по песчаной пустыне. Вместе с экскурсоводом они рассматривают пустынные растения и выясняют, почему они так не похожи на растения средней полосы. Затем на пути встретятся животные пустынь: хищные звери, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, и учащиеся узнают, каким образом они приспособились к обитанию в суровом климате пустынь. Помимо экспонатов постоянной экспозиции, используется природный материал.
    Экскурсия «Жизнь леса»
    Экскурсия представляет собой своеобразный «поход» в смешанный лес. Дети вспомнят, какие деревья и кустарники растут в лесу, какие там встречаются травы и грибы, кто из зверей, птиц и насекомых населяет крону деревьев, дупла и лесную подстилку. Учащимся будут предложены шишки, плоды, семена, по которым они сами будут узнавать деревья и кустарники.
    Экскурсия «Луг, болото, водоём»
    Что такое болото? Как образуются болота? Какие растения встречаются на болотах, каких птиц и зверей там можно увидеть, чем они питаются? Водные и околоводные растения водоёмов, обитатели прибрежных зарослей, растения лугов. Кто и зачем их навещает? Почему на лугу не растут деревья? Об этом и многом другом школьники узнают на этой экскурсии.

    Абонемент «В гостях у Айболита»
    Абонементный цикл рассчитан на учащихся 3—5 классов и включает в себя три занятия.
    Они проходят с использованием экспозиции музея и дополнительного демонстрационного материала. Дети знакомятся со строением человеческого тела, работой и устройством отдельных органов и их систем (нервной, пищеварительной и кровеносной).
    Занятие с демонстрацией опытов «Кто всему голова?» (с 3-го класса)
    Это занятие посвящено нервной системе, которую иногда называют «главной системой живого организма». Именно она обеспечивает согласованную работу всех органов, «устанавливает» связь организма с внешней средой. Благодаря работе нервной системы человек способен видеть и слышать, думать и говорить, запоминать и фантазировать. О том, как нервная система справляется со своими сложными и многообразными обязанностями, и рассказывает первая экскурсия цикла.
    Занятие с демонстрацией опытов «Путь пирожка»
    Тема занятия — устройство и работа пищеварительной системы и обмен веществ. Пища — источник «строительных материалов» и «топлива» для организма. Нам предстоит выяснить, какие превращения с ней происходят в пищеварительной системе, какие питательные вещества в ней содержатся и как они используются организмом. Вы узнаете и о том, как помещается кролик в желудке питона, какого зверя можно считать самым прожорливым, почему многие животные впадают в спячку и многое другое.
    Экскурсия с использованием технических средств «Кровь – река жизни»
    Заключительная экскурсия цикла рассказывает о кровеносной системе. Какими свойствами обладает кровь и из чего она состоит? Почему она красного цвета? Существует ли голубая кровь? Что такое группы крови? Что заставляет кровь находиться в постоянном движении и по какому пути она движется? Чем отличаются друг от друга артерии, вены и капилляры? Вот основные вопросы, на которые даёт ответы это занятие.
Программа «Урок в музее»
    Занятие «Покровы животных»
    Занятие предназначено для учеников 3—4 классов.
    Данное занятие знакомит с разнообразием строения, назначения и функционирования покровов у животных разных видов и групп, а также позволяет проследить взаимосвязи между особенностями покровов животных и их образом жизни.
    Во время занятия проводится игра «Одень животное»: участники изучают (визуально и тактильно) образцы покровов и определяют, каким животным они принадлежат. Кроме того, участники самостоятельно выполняют задания поискового типа в экспозиции зала «Эволюционное учение».
    Занятие проводится в сотрудничестве с учителем и продолжается 60—70 минут, из которых не менее 40—50 минут отводится на активную деятельность: работу с натуральными предметами (игра «Одень животное») и задания по экспозиции. Остальное время занимает дискуссия, в которой участники также не остаются пассивными слушателями.
    Адресовано занятие учащимся 3—4 классов средней школы, изучающим курс «Окружающий мир»; может быть вводным или итоговым к темам, посвящённым животным и/или приспособленности организмов к условиям среды.
    Максимальная численность группы не более 30 человек.
    Занятие предполагает предварительную подготовку участников, поэтому учителю рекомендуется ознакомиться с методическим материалом на сайте музея. В ходе занятия участники увеличивают знания о мире животных и законах живой природы, развивают умения анализировать, сравнивать разные объекты, извлекать нужные сведения из информационного потока и делать выводы; а также вырабатывают навыки работы с природным материалом и ориентирования в музейной экспозиции.
Выездные занятия
    Занятие «Многообразие паразитов»
    Занятие предназначено для учеников 3—4 классов.
    Занятие начинается со знакомства с характеристиками каждой из четырех сред жизни, отдельно рассматриваются особенности обитания внутри живого организма. В ходе занятия мы расскажем о том, какое воздействие обитатели организменной среды (то есть о те, кто живет внутри тела) могут оказывать на своих хозяев: кто из них вреден, а кто полезен. Обсуждается, кто такие паразиты в традиционном и общебиологическом смысле, какие бывают типы хозяев (промежуточные и основные). На экскурсии учащиеся узнают, какие у паразитов существуют приспособления для выживания в таких необычных условиях, как тело другого организма. Конечно, в ходе экскурсии мы познакомим и с огромным разнообразием паразитов: поговорим о паразитах животных и растений, о растениях-паразитах, о грибах-паразитах, о бактериях и вирусах.
    Занятие «Паразиты человека»
    Занятие знакомит с паразитами человека, вызывающими такие заболевания, как трипаносомоз, малярия, клещевой энцефалит и другие. Мы расскажем о том, где находятся очаги этих заболеваний, какие условия и факторы необходимы для распространения паразитов. Также мы обсудим о риске заражения паразитами при путешествии в различные страны, поговорим об историях открытия новых стран, которые впоследствии привели к массовым эпидемиям (черная оспа, сифилис, вирус иммунодефицита человека). Будет раскрыт секрет того, как человечество укротило многие из опаснейших заболеваний, такие как черная оспа, сифилис, лепра, туберкулез, чума и другие. Отдельно будет обсуждаться современная эпидемия – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
    Занятие «Удивительное в мире растений»
    Занятие представляет собой «путешествие» по всему миру в поисках необычных, удивительных, поражающих воображение растений. Деревья-исполины; растения с громадными листьями, гигантскими цветками, причудливыми плодами и семенами; растения- подушки; чемпионы по скорости роста; насекомоядные растения — с ними знакомятся учащиеся в ходе этой экскурсии. Слушатели-путешественники побывают в тропических лесах и болотах, в африканских саваннах и азиатских пустынях.
    Занятие «Растения на службе человека»
    На занятии научный сотрудник рассказывает о растениях, которые использует человек — пищевых, волокнистых, лекарственных. Тайны, загадки и чудеса культурных растений раскрываются подчас самым неожиданным образом. Что делают из мягкой, а что из твёрдой пшеницы? Почему рожь очень вынослива? Отчего так всемогущ овёс? Хлеб, взлетающий под облака, любимица Мексики, белоснежный хлеб, каша и веник в одном лице. Что ели на Руси, когда не было картошки? Почему «помидор» в переводе с французского — это «золотое яблоко»? Отчего огурцы бывают горькими? Из каких растений получают душистые масла? Многоликая капуста, «лук от семи недуг», тайна красавца граната, секреты лимона, загадки абрикоса — об этом и многом другом можно будет узнать на данном занятии
    Занятие «Насекомоядные растения»
    На занятии школьники познакомятся с историей изучения этой группы, разнообразием хищных растений, устройством и работой ловчих аппаратов, экологией, распространением. Основная цель— дать учащимся представление об уникальности явления хищничества среди растений, сделать упор на экологические факторы, способствующие развитию и поддержанию этого явления в процессе эволюции; раскрыть на доступном уровне сложные механизмы взаимодействия «хищное растение — жертва». Дети узнают интересные факты о количестве съедаемых растениями жертв, скорости реакции ловчих аппаратов, размерах растений и о многом другом.
    Занятие «Одежды животных»
    Занятие рассказывает о разнообразии и назначении покровов самых разных животных – от кошки до гадюки, от морского ежа до рака-отшельника, от воробья до жабы, от кузнечика до личинки ручейника. Школьники в ходе занятия смогут получить ответы на вопросы: во что «одеты» различные животные, как устроены и для чего нужны их покровы, переодеваются ли животные, делают ли они себе «верхнюю одежду». Занятие делится на две части. Сначала демонстрируется компьютерная презентация, знакомящая с покровами разного назначения. После презентации проводится практическая часть занятия. Учащиеся изучают образцы покровов разных животных, пробуют определить, какому животному принадлежит, например, фрагмент шкуры, оперения, раковина и тому подобное.
    Занятие «Загадки леса»
    Много самых разных животных живёт в наших лесах. Встретить их сложно, но оставленные ими следы открывают много интересных подробностей из жизни лесных обитателей — зверей, птиц, насекомых. Следы этих животных можно изучать как летом, так и зимой. Занятие посвящено знакомству с различными следами жизнедеятельности лесных животных (отпечатки на снегу, погрызы, помёт, ходы в древесине и многое другое). Занятие сопровождается показом натуральных природных экспонатов.
    Занятие «Загадки моря»
    Занятие посвящено обитателям морей и океанов, стихии, которая до сих пор остается наименее изученной. Рассказ об этих животных сопровождается показом натуральных экспонатов, которые каждый может изучить и внимательно рассмотреть, а заодно и узнать ответы на разные вопросы: например, сколько животных поселилось на раковине морского гребешка, почему в раковине слышно море, что за таинственное существо сплело клубок из трубок и тому подобное.
    Занятие «Кто всему голова»
    Это занятие знакомит с устройством и работой нервной системы человека, которую иногда называют «главной системой живого организма». В ходе занятия учащиеся выяснят как передаются сигналы по нервной системе, как утроены головной мозг, что такое рефлексы, что происходит во время сна и многое другое. Занятие включает в себя демонстрацию мультимедийной презентации, анатомических моделей. Также будут проводиться специально разработанные подвижные игры, которые позволят на собственном примере увидеть работы нервной системы.
    Занятие «Путь пирожка»
    Тема занятия — устройство и работа пищеварительной системы и обмен веществ. На занятии мы поговорим о том, какие полезные вещества содержаться в нашей еде и для чего они нужны нашему организму, а также расскажем о том, как правильно питаться. Учащиеся узнают строение и особенности работы пищеварительной системы человека. На примере нескольких химических опытов смогут своими глазами увидеть, как переваривается пища внутри нашего организма. На занятии используются анатомические модели, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрируются химические опыты.
    Занятие «Кровь - река жизни»
    Занятие знакомит со строением и ролью крови в нашем организме, а также с работой системы кровообращения.
    Учащиеся смогут узнают, какими свойствами обладает кровь и из чего она состоит, почему она красного цвета и существует ли голубая кровь на самом деле, что заставляет кровь находиться в постоянном движении и по какому пути она движется. В ходе занятия проводятся ролевые игры, которые позволят в необычной форме узнать, как работает кровь. Также буду проводиться демонстрация клеток крови человека и лягушки под микроскопами.
    Занятие «Обитатели древних морей»
    Участники занятия познакомятся с палеонтологией — наукой о вымерших животных и растениях. Мы расскажем о том, как палеонтологи находят и изучают окаменелости.
    Там, где сейчас находится Москва, сотни миллионов лет назад было море. Мы покажем настоящие остатки доисторических животных со дна этого древнего моря.
    Участники занятия будут самостоятельно определять разных животных по окаменелостям, а также узнают об их потомках и родственниках, доживших до наших дней.

* - темы экскурсий, адаптированные для людей с тотальной слепотой